27 июня – ИА SM.News. Ровно пять лет назад Россия принимала у себя самое значительное футбольное мероприятие планеты– Чемпионат мира. 14 июня 2018 года в Лужниках состоялось торжественное открытие турнира, после которого прошел первый матч Россия – Саудовская Аравия. Наши футболисты разнесли соперников в пух и прах (5:0). Финальный матч тоже был сыгран на стадионе в Лужниках: 15 июля Франция со счетом 4:2 одержала верх над Хорватией и стала чемпионом мира. ФИФА признала российский мундиаль самым лучшим в истории. Кроме этого, он стал самым прибыльным – ФИФА заработала на нем 3,5 млрд. долларов «чистыми».
Сообщалось также, что строительство стадионов в России обошлось на 95 млрд. руб. дороже, чем при подготовке к турниру в других странах. 95 миллиардов рублей – это примерно 3 миллиарда долларов по валютному курсу тех лет, когда закладывалось финансирование стадионов. Не этой ли чудовищной разницей объясняется тот факт, что целая куча российских городов стремилась попасть в число избранных?
Небольшой провинциальный Саранск попал в число счастливчиков благодаря мощным лоббистским возможностям экс-главы Мордовии Николая Меркушкина. Говорят, именно он уговорил Владимира Путина одобрить включение 300-тысячной столицы республики в число городов, где состоятся матчи Чемпионата.
Кто бенефициар?
Существует версия, что семье Меркушкина было выгодно проведение в Саранске матчей Чемпионат мира: в то время родной брат главы РМ возглавлял крупнейший строительный холдинг региона и мог заработать на подготовке к турниру серьезные деньги. Вероятно, что с этим было связано и назначение младшего сына Меркушкина (Алексея Меркушкина) министром целевых программ в ранге вице-премьера, состоявшееся в конце 2012 г. Никто не скрывал, что сын поставлен на высокую должность, чтобы курировать вопросы подготовки к мундиалю. К тому времени Меркушкин-старший стал губернатором Самарской области, а республику возглавил его ставленник Владимир Волков, который и обеспечил назначение Меркушкина-младшего на должность министра и вице-премьера.
Когда Меркушкин уехал в Самару, госдолг Мордовии составлял достаточно небольшую сумму и не был критичным. За 6 лет движения к Чемпионату Владимир Волков довел его до умопомрачительных размеров – 55 миллиардов рублей. Львиная его доля появилась по причине того, что у республики не было собственных средств и чтобы обеспечить достойное проведение мирового футбольного первенства, деньги брались в долг. В том числе у банков под большие проценты.
Огромный по сравнению с собственными доходами долг (около 200% по отношению в доходной части бюджета) сделал республику анти-рекордсменом среди всех российских регионов, и это можно считать одним из главных материальных итогов проведения в Саранске Чемпионата мира.
В городе прошло всего лишь четыре матча:
16 июня: Перу – Дания
19 июня: Колумбия – Япония
25 июня: Иран – Португалия
28 июня: Панама – Тунис
При этом, только новый стадион обошелся стране и Мордовии в 17 миллиардов рублей (около полумиллиарда долларов – сумма немыслимая!). Сегодня он превратился по сути дела в развлекательный центр, хотя до ЧМ было заявлено, что он придаст мощнейший импульс развитию в регионе футбола и спорта вообще.
После Чемпионата
Пять лет назад власти Мордовии бодро хвалились, что республика получила супернаследие Чемпионата мира, которым надо гордиться. Нью-васюковские планы хорошо принимались населением, когда шла подготовка к турниру и во время его проведения. Однако когда мундиаль уехал, наступило отрезвление. Стали задавать вопросы: а зачем в действительности Саранску был нужен Чемпионат? Чтобы удовлетворить амбиции руководства и наполнить кошельки заинтересантов?
Огромный стадион опустел и оказался мало востребованным. Впереди замаячила перспектива его разорительного содержания силами прохудившегося местного бюджета. Первые годы это бремя взяло на себя федеральное правительство, покрывая 95% расходов. Но уже скоро республика должна будет выкладывать на содержание не нужного гиганта собственные средства – а это порядка 300 миллионов рублей в год!
Перед ЧМ главную команду республики – клуб «Мордовия» – вытащили в высшую лигу российского футбольного первенства. Тренировать ее приглашали даже великого Юрия Семина. Однако чем ближе приближался ЧМ, тем яснее становилось, что команду просто использовали для «обрамления» решения дать Саранску право принять у себя несколько матчей мирового чемпионата.
В 2018 году, когда в Саранск пришел супертурнир мирового уровня, «Мордовия» уже играла в ФНЛ, успешно вылетев из премьер-лиги. Вопреки безответственным заявлениям, что наследие ЧМ станет мощным стимулом для развития футбола, все случилось ровно наоборот. Команда пошла ко дну: вскоре она оказалась на грани банкротства и вылетела даже из ФНЛ, а потом… и вовсе прекратила существование.
Чем больше времени проходило, тем печальнее становилось. Из-за долгов Мордовию сделали фактически банкротом и ввели внешнее бюджетное управление. В результате «наследие» Чемпионата мира перестало быть наследием. Оно или продемонстрировало свою системную непригодность (как 45-тысячный стадион), или стало разрушаться.
В сухом остатке
Аэропорт. К ЧМ возле Саранска выстроили новый модуль международного (!) аэропорта. Волков рассказывал о наполеоновских планах организовать из Саранска рейсы в Турцию и другие страны. Планы быстро умерли и не были реализованы. Аэропорт стал памятником расточительства и неумелого маркетинга. Только с приходом к руководству в Мордовии нового главы Артема Здунова у аэропорта появился второй шанс на «заграничную жизнь». При этом, стало расти и число внутренних российских направлений.
Коммунальная инфраструктура. Экс-глава республики хвалился, что благодаря ЧМ в Саранске «на несколько десятилетий вперед» решили проблему инженерных коммуникаций. За 2 миллиарда модернизировали очистные сооружения. Сегодня город страдает от ржавой воды, а к работе очистных высказывается много претензий. Их считают одной из возможных причин отвратного запаха, застилающего столицу региона.
Дороги. Перед мундиалем в городе масштабно привели в порядок дороги. Но спустя непродолжительное время асфальт стал сыпаться, что предполагает простое объяснение – кто-то нажился на подготовке к турниру и выполнил работы с незавидным качеством. В настоящее время городские дороги оставляют желать лучшего. Артем Здунов, придя к власти, сумел растормошить бездеятельных чиновников и асфальт немного привели в порядок. Однако последствия Чемпионата еще сказываются, и исправлять «наследие» Здунову придется долго. К счастью, он серьезно сократил размер мордовского долга и у республики впервые за несколько лет появились хорошие перспективы.
Торговля. Волков хвалился, что в преддверии мундиаля в Саранске появились крупные торговые сети – «Мегастрой», «Леруа Мерлен», «Лента» и «Пятерочка». Однако их «затащили» в город с большими усилиями, так как серьезные сети не испытывают желания работать в небольших городах. ЧМ стал главным аргументом. Но имиджевый успех обернулся мельчанием мелкого и среднего местного торгового бизнеса.
Чемпионат мира по футболу, распиаренный экс-руководством республики, не принес ей в финансовом плане ничего хорошего. Кто-то нажился на строительных и прочих контрактах, а Мордовия свалилась в долговую яму и стала регионом с одним из самых низких в стране уровней жизни. Ситуацию начал оптимизировать только Артем Здунов, оказавшийся далеким от интриг местных элит и коррупции, тотально поразившей мордовское чиновничество во время правления предшественника.
Наверное, поэтому о пятилетнем юбилее проведения в Саранске четырех матчей футбольного первенства никто сейчас даже не вспоминает.