СаранскСб, 27 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Пока у поисковика горит огонь в глазах, он будет работать и в жару, и в холод

Ровно 40 лет активисты поискового движения Мордовии поднимают останки бойцов на полях кровопролитных сражений ВОВ

#Интервью
Пока у поисковика горит огонь в глазах, он будет работать и в жару, и в холод
#Интервью
Ровно 40 лет активисты поискового движения Мордовии поднимают останки бойцов на полях кровопролитных сражений ВОВ

30 мая – ИА SM.News. В мае 2023 года Мордовское патриотическое объединение «Поиск» отметило свой юбилей. Ровно 40 лет его участники отправляются в экспедиции по местам боевой славы советских солдат, поднимают останки бойцов, павших в годы Великой Отечественной войны, находят их родственников и передают им в память о предках-героях личные вещи воинов. Об истории движения и призвании поисковика корреспонденту ИА «SM News» рассказал член объединения, научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941–1945 годов Игорь Черняев.

— Игорь Александрович, расскажите, пожалуйста об истории создания поискового движения Мордовии.

— Поисковое движение в Мордовии основал Николай Андреевич Кручинкин. В 1975 году, будучи учителем в своей родной школе Гузынцы Большеберезниковского района, он организовал кружок краеведения. Там дети изучали историю родного края, ходили по интересным местам. А в 1983 году на собрании этого клуба одна из девочек принесла подписную фляжку. Участники кружка отыскали владельца этой вещи. Тогда ребята во главе со своим наставником решили идти по военному пути: начали собирать сведения об участниках войны, о погибших. В 1988 году они совершили свой первый поход вне Мордовии, поехали по боевому пути 326 стрелковой Рославльской Краснознаменной дивизии. Приехали в Рославль, опросили местных, посетили могилы захороненных бойцов и уже через год они поехали в свою первую поисковую экспедицию. Ребята находили медальоны, разыскивали родственников бойцов, вели с ними переписку. В дальнейшем Николай Кручинкин переехал в Саранск, и к поисковому движению присоединились жители разных уголков республики. Так, в трудные 90-е годы из небольшого школьного кружка он смог развить республиканское движение. 8 мая этого года на посту руководителя «Поиска» Николая Кручинкина заменила одна из наших активных поисковиков Виктория Дорофеева.

За 40 лет больше двух тысяч поисковики Мордовии побывали в 97 экспедициях в 9 областях страны, совершили 52 разведывательных выезда (группа менее 10 поисковиков), подняли останки 4 943 советских бойцов и офицеров, нашли 470 медальонов и именных вещей, по которым установили данные 178 судеб. Сейчас в нашем движении состоит около трех тысяч человек.

— Есть ли у вашего отряда свои традиции?

— Изначально наши поисковики работали в основном в Вяземском районе Смоленской области. Именно там зародилась одна из наших традиций. Николай Кручинкин шел по лесной дороге, поднимающейся на холм, и наверху заметил воронку. Тогда он предположил, что немецкая авиация прицельно бомбила какой-то объект на дороге. Николай Андреевич спустился к подножию холма, где обнаружил остатки автомашины «полуторки», видимо, сброшенная бомбой с лесной дороги. Судя по всему, она сгорела. Наш руководитель заметил в кабине останки двух человек. Один из них – офицер. У него был планшет – сохранились металлические уголки. Но медальона не было. Николай Андреевич также нашел звездочку, принес ее в лагерь и предложил поисковикам «пообщаться» с неизвестным бойцом, который погиб, выполняя свой боевой долг, «поговорить» с ним через десятилетия. Всех это потрясло. Именно в тот вечер было принято решение проводить каждый вечер на «Вахте памяти» «Звездочку». У этой традиции есть свои правила: на «Звездочке» нельзя врать и обижаться на критику, каждый, кто берет в руки эту звездочку, рассказывает, как прошел его день. Бывает, когда долго не можем найти останки бойцов, мы даже помощи у нее просим и, что удивительно, после этой просьбы находим бойцов, хотя до этого казалось, что найти кого-то уже невозможно.

— Расскажите о специфике работы поисковика.

— На самом деле, быть поисковиком – это когда ты работаешь в воде, холоде, тебе постоянно приходится рубить толстые корни деревьев и кустарников, тебя кусают комары, ты съел подгоревшую кашу, которую впервые в своей жизни готовил твой товарищ, а еще встаешь каждый день в 6 -7 часов утра. Но пока у человека горит огонь в глазах, он будет работать и в дождь, и в жару. Арканом втянуть в это дело никого не получится.

Яркий пример – Николай Кручинкин. В силу возраста он больше не ездит на экспедиции, но раньше на него равнялись поисковики со всей России. Он рожден для поисковой деятельности. Металлический щуп, можно сказать, был продолжением его руки. Только по ощущению как «идет» щуп в земле и «стучит» по твердому предмету, он мог сказать, что именно находится под землей.

А чем вам запомнилась ваша первая экспедиция?

— Моя первая экспедиция состоялась в 2000 году в Куклино Сухиничского района, где сражалась 97 стрелковая дивизия (в нее направлялось большое количество призывников из Мордовской АССР). Тогда поисковикам было проще, так как свидетели тех лет еще были живы. 70-и и 80-летние женщины нам показывали места захоронений. Эти люди сами в подростковом возрасте хоронили останки советских бойцов и командиров на полях и в лесах. Тогда люди не понимали ценность медальонов. Один мужчина рассказал, что собирал их, записки выкидывал, а капсулы использовал в качестве палочек, когда учил сестренку считать. Часто местные мальчишки выкапывали этих солдат, забирали нужные им вещи и закапывали обратно. В Куклино тогда мы нашли три захоронения. В одном из них в 1999 году были подняты останки 136 советских бойцов и командиров с 35 медальонами и 6 именными вещами, тогда нами в мае 2000-го года было поднято 44 останков с 10 медальонами и 1 именной вещью.

Сами медальоны, карболитовые или железные, встречаются редко. Осенью 1942 году их отменили, потому что была введена красноармейская книжка. В найденных железных медальонах ржавчина «съедала» записи. Сейчас новые технологии позволяют нам и такую бумагу читать, но раньше мы не могли этого сделать. В среднем мы поднимаем один медальон на 10 бойцов, это бои 1941-1942 годов, а за 1943-1944 годы – один на 50.

— С какими опасностями приходится сталкиваться поисковикам?

— В 2005 году мы продолжали идти по местам боев 326 Рославльской дивизии, вели поисковые работы в Колодезском лесу — восточнее населенного пункта Богдновы Колодези Сухиничского района Калужской области. В нашей группе был 15-летний мальчик Дима Хитров. Тогда весной вода стояла «высоко» — Дима копал шурф, а вода в него все прибывала. И тут он вытащил из глубины 1,2 метра кусок ткани. Так просто ткань не может лежать на такой глубине. Я запустил руку в воду, нащупал что-то твердое, вытащил – в моей руке оказались две гранаты РГД-33. Следуя технике безопасности, все ребята разбежались. Захоронение было небольшим. Но из-за постоянно прибывающей воды останки мы поднимали восемь часов. Еще мы нашли медальоны, личные вещи, гранаты, патроны. В диске «дегтяря» имеется толкатель, выполненный в виде гильзы с отверстием. И на него было одето женское золотое колечко с красным камешком, замотанное длинными волосами. Гравировку мы не нашли. Сам медальон принадлежал бойцу Кириллину 1922 года рождения, он погиб в 20 лет. На самодельной записке большими буквами было написано, что он холост. Видимо, колечко на память передала подруга.

В 2006 году мы находились на экспедиции в Калужской области. Местные дали наводку на захоронение у населенного пункта Козарь Сухиничского района Калужской области. Там были останки около 30 человек. При них мы нашли хирургические щипцы, зеркальце и маленькую фарфоровую куколку. Тогда мы спросили у жителей, кто лежит в этой могиле. Оказывается, там захоронены женщины, которые в январе 1942 года вели бой за деревню. Позже мы нашли сведения о том, что это были коллеги Зои Космодемьянской – диверсанты западного фронта (в/ч 9909). Большая группа диверсантов, батальон мужчин и рота женщин, должны были пройти через разрыв в линии фронта между Сухиничи, где была окружена группа немецких войск, и Людиновым. Однако в это же время на помощь окруженной немецкой группировке была брошена усиленная танковая дивизия, которая заняла Людиново и Думиничи. Чтобы остановить немецкое наступление, в оборону была поставлена группа диверсантов, которые не имели тяжелого вооружения. В боях за Козарь группа Елены Колесовой, которая позже стала Героем Советского Союза, потеряла убитыми двух сестер Суворовых – Нину и Зою. Последняя имела псевдоним в группе – «Малютка». Мы пришли к выводу, что та найденная куколка принадлежала именно ей.

— Какие выезды, какие мероприятия «Поиск» планирует провести в свой юбилейный год?

— В этом году мы выиграли несколько грантов. «Вахты памяти» финансирует и республика. Весной наши поисковики ездили в экспедицию в деревню Харинку Барятинского района Калужской области, также мы были на разведке в Колодезском лесу, где вела бои в августе 1942 года 326 стрелковая дивизия. Еще одна группа работала в Ульяновском районе. Мы проведем в этом году еще как минимум три «Вахты памяти». В августе, к примеру поедем на «Зайцеву гору», где 50 армия понесла большие потери. Также мы планируем поездку на Окружной слет поисковых отрядов ПФО «Никто не забыт». А в конце года у нас состоится итоговое мероприятие, посвященное 40-летнему юбилею мордовского движения. Мы подведем итоги работы и наградим лучших поисковиков.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.