СаранскПт, 26 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Как в Мордовии пчёлы борются с мёдом

В республике пытаются решить проблему незаконных особняков на берегу красивейшего озера Инерка

#Аналитика
Как в Мордовии пчёлы борются с мёдом
#Аналитика
В республике пытаются решить проблему незаконных особняков на берегу красивейшего озера Инерка

25 мая – ИА SM.News. От столицы Мордовии Саранска до озера Инерка – 62 км. Всего один час времени за рулем автомобиля – и ты оказываешься на чистом берегу возле спокойной водной глади, среди высоких сосен, подпирающих небо, и вдыхаешь чистейший воздух, замешанный на хвойном аромате.

В 1983 году Совет Министров Мордовии постановил, что Инерка является памятником природы.

Если сравнивать советских чиновников и нынешних, бросается в глаза, что деятели СССР были бедны, как церковные мыши. Но когда Союз развалился, российские слуги народа мгновенно переродились и спустя небольшое время воплотили в себе то, что было запрещено во времена господства Коммунистической партии. Теперь у них было все – машины, особняки и бизнесы, оформленные на родственников. То же самое происходило в Мордовии.

«Вся королевская рать»

В лихие 90-е мордовские чиновники и представители бизнеса начали осваивать озеро Инерка. Но особенно бурно обустройство новой касты на берегах памятника природы происходило в начале нулевых годов нового тысячелетия и позже. К этому времени глава Мордовии Николай Меркушкин (правил в регионе с 1995 по 2012 г.г.) сформировал клановую систему управления, и те, кто входил в ее орбиту, мог позволить себе… ну если не все, то очень многое.

Так на Инерке появились комфортабельные дома, которыми напрямую или опосредованно владеют:

Николай Меркушкин (экс-глава Мордовии и Самарской области)Владимир Чибиркин (председатель Госсобрания Мордовии)Сергей Вдовин (зампредседателя Госсобрания, бывший ректор Мордовского госуниверситета)Владимир Грибанов (бывший банкир, депутат Госсобрания)Раис Хайров (бизнесмен, экс-депутат Госсобрания)Николай Бурнайкин (бывший председатель Саранского городского совета)Александр Гармашов (директор крупного завода «Орбита»)

и многие другие…

Лесной кодекс и другие законы запрещают возведение капитальных сооружений и заборов в рекреационных зонах водоемов. Но мордовские чиновники решили, наверное, что закон – эфемерное понятие, к ним не применимое. А в отдельных случаях юристы, обслуживающие их интересы, писали в документах, что огромные дома – это «туристические домики», «здравницы» и пр. Когда становилось горячо, капитальные строения вдруг по документам оказывались некапитальными, «временными» и выпадали из списка незаконных, оставаясь таковыми на самом деле.

Жители близлежащих сел и отдыхающие, приезжающие на Инерку, стали все чаще жаловаться, что не имеют возможности попасть на берег, потому что мордовская элита всё огородила заборами. А это незаконно.

Первая попытка

Во время одной из Прямых линий Владимира Путина жители Мордовии попросили глау государства вмешаться в ситуацию с Инеркой, потому что на уровне республики этот вопрос никто не собирался решать.

Летом 2017 года Президент России встречался с главой Мордовии Владимиром Волковым и передал ему папку с вопросами от граждан Мордовии, среди которых были и вопросы по озеру Инерка. Путин попросил главу республики «разобраться» и выяснить, законно ли возведение на озере шикарных домов.

Волков не мог не выполнить поручение президента страны. Другое дело, как это было сделано. Судя по всему, проверка была проведена, но формально. Наверное, по бумагам всё оказалось в рамках закона, и если в Администрацию Президента ушел какой-то отчет, то он свидетельствовал о том, что чиновники, оккупировавшие берега Инерки, чисты аки слеза.

Мордовские «слуги народа» не испугались Путина.

Вторая попытка

Ситуация стала по-настоящему опасной, когда на незаконность строений вокруг озера обратила внимание спецкомиссия Генпрокуратуры, проверявшая Мордовию в июле 2019 года. Тогда следователи высшего надзорного органа сделали недвусмысленное предписание Министерству лесного хозяйства региона, содержащее поручение расторгнуть договоры аренды береговых участков и в случае необходимости снести все незаконные строения.

Вот тут-то чиновники и денежные мешки всерьез засуетились.

Появилась суровая необходимость оформить дома так, чтобы комар носа не подточил. К решению вопроса подключили министра лесного хозяйства Мордовии Юрия Медянкина. Он был человеком бывшего главы РМ Николая Меркушкина, но так же верно служил сменившему его Владимиру Волкову. Тем более, что Медянкин и Волков – земляки, выходцы из Краснослободского района Мордовии.

Медянкин разработал хитрую схему, по которой строения на берегу Инерки его министерство квалифицировало как капитальные, но затем решениями судов они становились некапитальными, а значит, имели полное право на существование без особого ущерба для их обладателей. Правда, обладателям иногда приходилось платить за услуги министра.

Уголовные дела Медянкина

В ноябре 2020 года Владимир Волков ушел в вынужденную отставку, главой Мордовии стал выходец из Татарстана Артем Здунов. Весной прошлого года Медянкин был арестован за мошенничество на 3,6 млн. руб. В ходе следствия он признался в совершении еще одного преступления. Оказалось, что летом 2019 года к нему обратился президент КС-банка, депутат Госсобрания Владимир Грибанов, имевший на Инерке трехэтажный дом, и попросил помочь сделать так, чтобы у правоохранителей исчезли основания считать дом незаконным.

По информации следователей, Медянкин не отказал Грибанову, но в обмен попросил продать ему элитную квартиру по заниженной цене. Что и было сделано. Вскоре Медянкин стал обладателем квартиры на улице Республиканская в Саранске стоимостью 6,9 млн. руб. Но заплатил за нее только 2,9 миллиона. Грибанов же получил легитимизацию нарушений в отношении своего дома на озере.

В декабре прошлого года против Медянкина и Грибанова были возбуждены уголовные дела о взятке.

В высшей степени любопытно, что для обоих это было уже второе уголовное дело, а мордовское Госсобрание стало обладателем в своих рядах депутата, подозреваемого в совершении двух коррупционных преступлений. Грибанов стал уникальным явлением, и неспроста.

Уголовщина Грибанова

Первое уголовное дело банкир и депутат заработал сразу после выборов, прошедших в сентябре 2021 г., когда он в очередной раз стал депутатом Госсобрания. Через несколько дней его задержали и предъявили обвинение в нарушении банковского законодательства, в том числе в совершении сомнительных финансовых операций и фальсификации документов. Его КС-банк бесславно лопнул в начале августа того же года. Через несколько дней, выступая на сессии парламента, банкир пафосно признавался в ошибках, не искал оправданий, упирал на то, что он порядочный человек и обещал, что «приложит максимум усилий, чтобы не было пострадавших».

В его банке обслуживались 18 тысяч пенсионеров, через него проходили коммунальные платежи, и когда банк лишился лицензии, в Саранске произошел коллапс – люди понесли платежки в Сбербанк и потянулись туда же по другим вопросам, которые раньше были замкнуты на КС-банке. Сбербанк едва справлялся с наплывом посетителей и в течение нескольких месяцев (в разгул коронавирусной пандемии) Саранск стоял в очередях.

После возбуждения уголовного дела Грибанов оставался депутатом Госсобрания и даже возглавлял один из комитетов регионального парламента. В суде, когда принималось решение о мере пресечения, он говорил: «Полностью сотрудничаю со следствием, скрывать ничего не собираюсь. Это мой принцип, моя позиция». Его не арестовали, всего лишь запретив совершать определенные действия, в частности пользоваться телефоном и интернетом.

Будучи членом «Единой России», он им остается до сих пор, даже после того, как стал фигурантом второго уголовного дела о даче взятке министру Медянкину. История с домом на Инерке сделала его супер-одиозной фигурой, но он по-прежнему депутат и член правящей партии и дискредитирует и Госсобрание, и «Единую Россию». Почему партия не избавилась от человека, на котором висят два уголовных дела, вызывает недоумение. Причем ждать суда в нашем случае не обязательно: в совершении банковских преступлений Грибанов сразу сознался, а дачу Грибановым взятки в 4 миллиона рублей признал Медянкин. А ведь депутат Госдумы Александр Хинштейн когда-то говорил, что партии власти надо избавляться от людей, которые ее дискредитируют: «У «Единой России» с коррупционерами разговор короткий: их у нас быть не должно».

Саботаж поручений Здунова

18 апреля этого года глава Мордовии Артем Здунов, в хорошем смысле помешанный на развитии внутреннего туризма, дал поручение Министерству экономики разобраться с проблемой незаконных домов на озере Инерка. На правительственном совещании он сказал: «Почему мы не относим к рекреационным зонам Инерку? Или там только зона для избранных? Вы обеспечили доступ людей к Инерке? Вы видели, сколько по этому поводу написано обращений? Люди любят там отдыхать, а пройти туда до сих пор не могут. Поручение Президента знаете? Разбирайтесь и доложите».

Но министром экономики Мордовии является Алексей Грибанов, сын экс-банкира Владимира Грибанова, который имеет на Инерке дом. Слова Здунова, прозвучавшие на совещании, поставили молодого министра перед неразрешимым выбором, итогом которого фактически стал саботаж поручения главы республики.

16 мая Здунов, видимо, почувствовавший, что дело нечисто, лично посетил Инерку и побывал на территории нескольких поместий. С ним был, в том числе новый министр лесного хозяйства Алексей Ларькин. В ходе поездки Здунов дал прямые поручения окончательно и бесповоротно решить вопрос с незаконными строениями. В то же время он признался, что кое-кто занимается саботажем: «Чтобы навести порядок на Инерке, потребовалось мое прямое вмешательство. Месяц назад я давал поручение по этому вопросу. Сейчас приехал посмотреть, как оно исполняется. Должен сказать – меня не услышали».

В Мордовии до сих пор не верят, что главе удастся победить местное чиновничество. Например, в одном из медиа пишут: «Похоже, все закончится обоюдовыгодным решением, которое опять будет связано с использованием тонального крема, которым замажут самые выдающиеся промахи чиновников при оформлении незаконных поместий. Или проблему привычно заволокитят».

Артем Здунов не впервые сталкивается с саботажем высокопоставленных чиновников. В феврале прошлого года он обвинил в этом даже премьера Владимира Сушкова, которого через несколько дней отправил в отставку. Решится ли он что-то предпринять в отношении недавно назначенного министром сына Владимира Грибанова? Скорее всего, нет. Младший Грибанов не выполняет поручения главы Мордовии, а уголовные дела против его отца не мешают ему быть депутатом и членом «Единой России».

В мордовском обществе имеется четкий и давний запрос на справедливость. Наверняка это знают и в «Единой России», и в Госсобрании. Избавившись от Владимира Грибанова, партия и парламент сделают широкий шаг на пути к общественному согласию. Не вызывает сомнений, что это отвечает и интересам и политическим принципам нового главы Мордовии, тем более, что Артем Здунов возглавляет мордовского отделение «Единой России» и является его лицом. Избавление от фейса Грибанова будет хорошим актом катарсиса, который, безусловно, позитивно повлияет и на имидж самого Здунова.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.