В столице Мордовии в честь 145-летия всемирно известного скульптора Степана Эрьзи открылась выставка его работ. Коллекцию Республиканского музея изобразительных искусств почти на два месяца пополнили 27 произведений мастера из запасников Русского музея Петербурга. С уникальной экспозицией ознакомился президент Международного фонда искусств имени С. Д. Эрьзи Михаил Журавлев. Своим видением дальнейшей популяризации творчества гениального скульптора он поделился с корреспондентом ИА SM News.

— Михаил Константинович, Фонд искусств имени Степана Эрьзи в 2022 году отметил свой 15-летний юбилей. Расскажите о работе за столь солидный период

— Задача нашего фонда — спасение наследия Эрьзи, произведений, которые находятся не в Мордовском республиканском музее имени Степана Эрьзи, даже не в Русском музее в Санкт-Петербурге, а пребывают в частных коллекциях, институтах, музеях других стран и континентов. Его произведений еще очень много за рубежом, и они, к сожалению, находятся не в самом лучшем состоянии. Ведь дерево, как и мы, люди, имеет способность рождаться, жить, умирать, болеть, очень сильно болеть, иногда безвозвратно. Наша задача — находить эти произведения по всему миру, договариваться с собственниками, реставрировать их и делать слепки — копии, доводить их до максимального состояния сходства в разных материалах, таких как тонированный гипс. Те скульптуры, которые мы видим сегодня в мировом историческом пространстве, по большей степени — те или иные авторские копии. Большинство оригиналов погибли, несмотря на то, что сделаны из мрамора, бронзы, не говоря уже про дерево.

— Какие сложности возникают на вашем пути в части создания копий произведений?

— На территории России нам трудно донести до людей, что копия произведения — то же произведение, оно скопировано в самых лучших традициях для сохранения наследия, которое можно передвигать. Простой пример: в Мордовии есть скульптура Эрьзи «Моисей». Это уникальное произведение, оно создано из большого количества частиц дерева, автором проведена большая работа, чтобы ее соединить. И любое передвижение для него практически смертельно. Поэтому величайшее произведение смогут увидеть только те люди, которые приедут в Саранск. Если бы на сегодняшний день существовал слепок или копия «Моисея», это было бы великим счастьем – люди во всем мире могли взглянуть на него. Все музеи делают копии своих самых дорогих произведений, хрупких и из мрамора, и только копии вывозят для показа по всему миру. У нас слово «копия» — какое-то ругательное. Надо уйти от этого. Копиист — это такой же художник, такой же скульптор, как и творец. Наш специалист с произведениями Эрьзи работает больше 30 лет. Но были случаи, когда за рубежом нам не давали делать копии самостоятельно. В Италии, например, нанимали своих копиистов, которые делали «Иоанна Крестителя» для нас. А мы только платили.

— Самое долгожданное событие за 14 лет работы Фонда?

— Совсем скоро в Москве произойдет то событие, о котором Степан Дмитриевич мечтал последние годы жизни. 30 ноября на улице Автозаводской состоится открытие Культурного центра «Эрьзя-центр». Государство нам предоставило здание площадью в тысячу квадратных метров. Нам пришлось серьезно вложиться в ремонт и реставрацию. Но теперь у Эрьзи будет свой уголок. Мы сделаем так, чтобы больше москвичей и гостей столицы узнало об этом величайшем скульпторе. Предполагается активная научная работа, работа с детьми, всевозможные мастер-классы, культурные проекты. С помощью нашего Фонда была установлена памятная доска на доме №3 на 2-ой Песчаной улице, где Эрьзя прожил свои последние годы и умер. В Москве с нашей помощью появилась улица Степана Дмитриевича Эрьзи. Мы проводим выставки его работ по всему миру.

Наш Фонд занимается и архивным делом. Также издаем книги. Большую роль мы уделяем работе с молодежью. Яркий пример — детский конкурс «Миры мастера Эрьзи», который проходит уже 5 лет. Каждый раз мы задаем интересную тему, и дети со всего мира делают по ней произведения, присылают их нам, мы отбираем победителей. За эти годы накоплено уже более 600 детских работ.

— Можно ли говорить, что за рубежом творчество Степана Эрьзи знают и почитают больше, чем в России?

— У нас столько всего, что мы не замечаем нашего богатства и не умеем к нему правильно относиться. Взять Японию, Италию — это страны, которые склонны к сохранению, собирательству культурного наследия. Но мы многое не научились ценить. Хотя такого музея, как у Степана Эрьзи в Саранске, нет ни у одного скульптора в мире. Ни один скульптор не может похвастаться тем, что у него выставлено 100 произведений в залах одного музея. Это большой вклад нашей страны в наследие Эрьзи. Но люди живут и не знают, что у них под боком сегодня происходит событие мирового масштаба. Впервые за 62 года произведения Эрьзи вышли из запасников. Ранее выставки его работ проводились только в Аргентине. Ведь Эрьзя — величайший скульптор по дереву в мире.

К примеру, когда проходит выставка Микеланджело Буонарроти, к музею даже в 40-радусный мороз выстраивается очередь. Многие делают это, даже не понимая, что такое «Мадонна Брюгге» и «Пьета». Но они идут, знают, что это работы Микеланджело, и их надо обязательно увидеть. В Саранске сейчас выставлены скульптуры, которые имеют колоссальную ценность в мировой скульптуре.

— Поделитесь, пожалуйста, планами Фонда.

— У истоков нашего фонда стояли представители силовых структур. У одного из учредителей Фонда — генерала-лейтенанта Владимира Собкина — была мечта сохранить фрески, которые наши специалисты обнаружили под Казанью в городе Лаишево. Там в начале прошлого века Эрьзя занимался иконописью и живописью. Сейчас Софийский собор, в котором расположены фрески, находится в плачевном состоянии. Чтобы добраться до них, нужны не только деньги, ведь бюрократическая машина еще не побеждена. Эти фрески впоследствии могут претендовать на вхождение в число охраняемых объектов «Юнеско». Сейчас мы хотим, чтобы в этом процессе участвовала и Мордовия, представители мордовских национальностей. Все вместе мы могли бы сохранить этот памятник. Мы написали соответствующее письмо главе республики. Безусловно, я доволен тем, что наши мысли едины в этом отношении и сходятся с концепцией Фонда. Первое, он намерен сохранить молодежь вокруг себя и подтянуть тех, кто уехал, имеет достаточно серьезные знания в искусстве, спорте и других направлениях.

Наша задача сегодня привлечь внимание главы Мордовии, подтолкнуть республику на международные проекты, попробовать совместными усилиями вывезти работы Эрьзи, сделать копии тех произведений, которые являются пиком творчества мастера. Совместными усилиями Мордовии и Русского музея можно организовать пространство, которое давало бы возможность гостям со всего мира знакомиться с этими произведениями, либо организовать выставку этих произведений за рубежом. И почему бы не создать музей, куда могут прийти люди с ограниченными возможностями и познакомиться, потрогать точную копию скульптуры?